Разговоры о том, что бездомные собаки стали одной из главных проблем российских городов, ходят уже давно. Особое внимание взаимоотношениям между собаками и человеком уделяется накануне массовых мероприятий, в том числе и спортивных. Так было, например, перед знаменитой Олимпиадой в Сочи-2014 года.
«В Сочи происходит массовое убийство животных перед самой позорной «олимпиадой» человечества. Самой распильной и самой безнравственной! Казанцы уже увидели весь этот позорный процесс перед самой дорогой и живодерской Универсиадой-2013. Массовое убийство беззащитных во имя того, чтобы «показать всему миру, какие мы европейцы», насаждение культа жестокости и процветания шариковых должно быть прекращено в нашей стране!»
– призывала тогда активистка-зоозащитница Алла Уханова.
В 2014 году на очистку города от нежелательных четвероногих элементов выделили 1,7 млн рублей. Кстати, полученных из налогов и тех, кто выступал против таких зверских мер. Власти оценивали жизнь бродячей кошки и собаки в 845,3 рубля. Тендер на истребление животных безальтернативно выиграла ростовская компания «Бася». Активисты пытались как-то влиять на МОК и правительство, но в итоге получили ответ, что «нарушений нет».
А руководитель компании «Бася» Алексей Сорокин в интервью красноречиво называл бездомных собак «биологическим мусором».
Олимпиада закончилась, впереди ждал чемпионат мира по футболу. И тут, как говориться, «никогда такого не было, и вот опять»: тендеры на убийство животных, протесты, бюджетные средства, смерть.
Но аргументы против отстрела собак не работают – приказано уничтожить. Естественно, делается это, как и перед Олимпиадой 2014 года, на бюджетные средства. Фактически граждане РФ спонсируют деятельность организаций по отлову собак.
Оказывается, на истребление собак и кошек в регионах, где планируются матчи чемпионата мира, выделено более 100 млн рублей бюджетных средств. Это подтверждает глава Фонда защиты городских животных Екатерина Дмитриева:
«Я лично нашла 110 миллионов рублей – это полтора миллиона евро по 11 городам чемпионата и тренировочным базам. Например, в Екатеринбурге выделено 32 миллиона. Это огромные суммы. Понятно, что в Екатеринбурге нет 5 миллионов бродячих собак, чтобы по 2000 рублей выделять на их «утилизацию». За эти деньги могли бы обеспечить стерилизацию, вакцинацию и содержание, но они предпочитают убивать».
И действительно, достаточно взглянуть на скриншот с сайта госзакупок, как все встает на свои места
«Идентификационные метки – ошейники, жетоны и так далее – не являются признаком собственности», – ужасается Екатерина Дмитриева. Вот вам и статистика, вот вам и прибыль.
Немудрено, что к отлову животных вполне официально подключились и те, кто получает удовольствие от убийства животных – так называемые догхантеры.
Именно люди, занимающиеся этой деятельностью, не раз угрожали расправами журналисту и главе фонда зоогуманизма «Добрый мир» Андрею Тимескову. А 5-го января 2018 взорвали его почтовый ящик.
Работа догхантеров освещается в СМИ редко. Но вот один из примеров бесчеловечного истребления животных в Воронеже.
Примечательно, что в этом городе чемпионат мира проводиться не будет. Но на тренировочной базе остановится сборная Марокко, поэтому местные животные также попали в список нежелательных.
«Перед машиной стояли две соседские собаки в ошейниках. На одном был кусок цепи. После настоятельного требования открыть машину я увидела ужас. Там были мертвые собаки. Очень большая серая собака, три щенка и один щеночек был жив. Я умоляла отдать мне его, но из машины вышел шкаф, начал мне угрожать, обзывать и размахивать руками»,
– рассказала Татьяна Карлова из Воронежа.
Под предлогом бешенства мэрия увеличила количество тендеров на отлов животных с шести до 18. Об этом свидетельствует сайт Ростендер.
В семи закупках фигурирует слово «умерщвление». Да, в каждой из них указано – «безнадзорные животные», но как мы поняли выше, четких критериев «надзора» нет.
Что касается бешенства, то известный волонтер-зоозащитник Эльдар Хантимиров (более известный в кругу коллег по охране животных как Эльдар Хэлпер) считает, что проблема выдумана. «Статистика бешенства – это бред. Любой нормальный биолог понимает, что это такое. Сейчас бешенство – это не более чем страшилки. Просто из животных сделали культ зла», – рассказал «Советскому спорту» зоозащитник.
Согласно ветеринарным нормам, при эпидемии бешенства убивают всех животных в зоне карантина, но зоозащитники подозревают в злоупотреблении.
Также активисты назвали сумму, которую платят за голову бездомного животного: «Проблема в злоупотреблении. Отстреливают всех подряд, поскольку оплата идет за голову – до 2000 рублей. Были случаи, когда собак убивали чуть ли не рядом с хозяином. Отстреливающие материально заинтересованы в том, чтобы убить как можно больше».
Бороться с догхантерами с помощью правоохранительных органов довольно сложно. Зачастую в возбуждении уголовных дел отказывают.
Протесты, борьба и «диванная зоозащита»
На помощь зоозащитникам пришли социальные сети. Появился хэштег #bloodyFIFA2018, используя который пользователи рассказывали об истреблении собак. Помогло? Отчасти. Генеральный директор оргомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин рассказал, что были «приняты все меры, чтобы животных отлавливали и перевозили в приюты».
|
Через сутки мэрия Екатеринбурга пообещала построить другой приют. Но что будет с собаками после чемпионата мира? Их снова выпустят на улицу?
Глава Фонда защиты городских животных Екатерина Дмитриева задается таким же вопросом:
«Ко мне обращалась одна медиагруппа, наш диалог зашел в тупик. Они говорят: «Давайте мы в каком-нибудь регионе соберем деньги, сделаем марафон, построим приют, спрячем туда животных». Я отвечаю: «Хорошо, вы их спрячете, чемпионат мира закончится, животных придется выпустить, и они попадут под дуло черного отлова».
Именно Екатерина была автором петиции на сайте Change.orgпротив отстрела животных. На данный момент ее подписали уже более полутора миллионов человек.
Екатерине Дмитриевой удалось добиться встречи с вице-премьером РФ Виталием Мутко.
«Провели с ним (с Виталием Мутко. – Прим. ред.) две встречи. Считаю это результатом петиции. Она в данном случае – инструмент для привлечения внимания. Тема острая – собрала в первый день около шести тысяч подписей. Затем появлялись публикации в прессе. В том числе и о протоколе, составленном на том заседании. (Это) Просто рекомендация от правительства. Несмотря на серьезный общественный отклик и реакцию со стороны СМИ, в политике государства по этому вопросу изменений нет. Иногда удается отменить какие-то тендеры – точечно, в отдельных регионах. Но глобальных перемен – никаких»,
– рассказывает Екатерина.
![]() |
![]() |
![]() |
К сожалению, и митинг на Манежной площади 31 марта собрал лишь около 200 человек.
«Это называется «диванная зоозащита». У нас она во всех сферах. Есть и «экологи», и те, кто против платных парковок. Когда это касается напрямую каждого – люди выходят на митинги. А убийства животных никто не видит своими глазами каждый день, поэтому мы относительно спокойны»,
– сокрушается Екатерина.
К сожалению, и каких-то реальных мер по отмене тендеров не наблюдается. Да, могут оштрафовать на смешные 3000 рублей, но, как говорит Екатерина Дмитриева, «если тендер выигран, то животное будет убито».
В свою очередь, Эльдар Хантимиров считает, что сбором подписей добиться чего-то нереально. «Простые люди подписали петицию и забыли. Петиции – это хлам. Нужны медийные люди, чтобы они заявляли открыто проблеме. Вспомните, как Новожилова собрала медийных персон вокруг истребления бельков», – заявил зоозащитник.
Но даже попытки обращаться в FIFA также не принесли никакого результата. На запрос организации футбольные чиновники вежливо ответили, что есть дела и поважнее.

«Думаю, в стране, где погибли 43 ребенка, самое время защищать собак, которые загрызли молодого человека», – заявила Малышева.
«Ко мне обращались представители одного телеканала. Попросили помочь в съемках документального фильма о собаках. Я им помог. А они в итоге все переиначили и сделали из собак чуть ли не террористов»,
– Обычно у людей, занимающихся черным отловом, есть свои приюты. В них для видимости сидят собаки. Но остальные животные просто идут в печь для утилизации трупов! А когда приходит проверка, они показывают собак в приюте: «Смотрите, у нас все в порядке». Все у них просто. Когда чиновники говорят о таких питомниках – это не выход. А муниципальные приюты все переполнены. Это, видимо, не выгодно. Ведь животными надо заниматься. А так – животное поймали и отправили в печь. Все же завязано на тендерах. На этом наживаются все, кто угодно. Для этого выбирают даже «удобных» живодеров по районам. Как отслеживать? Бегать за ними?
Футбол и прочие «зрелища» такой ценой мне не нужны.
НравитсяНравится