Есть в Индии такая религия – джайнизм. Её можно назвать первым экологическим движением на нашей планете. Проповедник этого учения, известный как Махавира, жил около 2500 лет назад. Он учил, что все живые существа достойны жизни, поэтому, помимо вегетарианства, обучал граждан вообще не обижать никакие организмы. Все живые существа, согласно джайнизму, обладают душой, а само учение их (согласно им самим) существовало всегда.

В последующие века учение джайнизма расширилось. Самые упёртые джайны имеют специальные мягкие метёлочки, чтобы обмахивать место, где они встанут или сядут – от жучков и паучков; некоторые носят повязку на органы дыхания, чтобы не вдохнуть ненароком насекомое, а самые продвинутые (монахи) ходят вообще голые, и под конец, должны вовсе отказаться от пищи, чтобы умереть и дать собой насытить другие биосущества. Таких, впрочем, я видел только на картинках.

Развитию джайнизма был нанесён удар примерно в XVIII веке, когда с изобретением и распространением микроскопов стало ясно, что без греха прожить не удастся: всяко мы убиваем разных амёб, инфузорий, других простейших существ. Но, несмотря на это, и до наших дней дожило примерно 5 миллионов джайнов в Индии, и несколько сот тысяч – за её пределами.

По причине своей веры, ортодоксальные джайны не способны ни к какой понятной производственной деятельности. Сеять и пахать – нельзя, раздавишь насекомое, а может и кого покрупней. Транспорт – тоже нельзя, раздавишь живое. Промышленность – вообще ад. Скотоводство – тоже. По ночам вообще ничего делать нельзя, вдруг кого-то обидишь. Поэтому джайны нашли свою экономическую нишу в торговых операциях, оптовой продаже чего-либо (можно самому не трогать продаваемые товары, лишь сделки заключать), в банковской деятельности, и в этом преуспели, благодаря своему трудолюбию и честности: им строго нельзя воровать, брать чужое и вообще нечестно присваивать плоды чужого труда. Ахимса — «ненасилие», основной их принцип, означает — не причинять вреда или оскорблений всему живому ни непосредственно, ни косвенно, ни даже словесно.
В Дели есть довольно большой храм джайнов (около Красного Форта), ну есть и другие храмы. К сожалению, понять суть богослужения джайнов мне не удалось – во-первых, они всех удаляют из храма перед службой, а во-вторых, и фоткать там нельзя даже вне мероприятия. Мы зашли, но не фоткали, да нас и попросили потом вежливо на выход; в храме у них как примерно в православной церкви, только вместо русских икон – Махавира и разные голые другие люди, гуру их.
_04-Дели-206
Зато при храме в Дели существует интересное место – госпиталь птиц. Туда приносят разных увечных птиц, пораненных животными, вентиляторами, воздушными змеями, и джайнисты их там лечат. Госпиталь птиц можно посетить, мы увидели там несколько сотен птиц в некоторых клетках, разделённых по сортам. Там же были медикаменты, используемые для птиц. Согласно учению джайнов, жизнь птицы имеет ценность того же порядка, что и человеческая жизнь, что и обозначено у них на рисунках.
_04-Дели-203
(ценность птиц, согласно джайнизму)

Священные подробности и тексты джайнистской религии я не изучал, для этого нужно бы заняться этим делом особо. Но в целом интересно, что у современных экологов, любителей зелёной жизни, есть предшественники – граждане, дошедшие уже много веков назад «до упора» в своей экологической деятельности. А как относится джайнизм к поеданию одних животных другими, этого я, к сожалению, не знаю!

_04-Дели-196
_04-Дели-198
_04-Дели-199
Человек с рогаткой маленький, птица большая

_04-Дели-185
Госпиталь птиц
_04-Дели-188
Много клеток птиц
_04-Дели-189Большие птицы
_04-Дели-190
_04-Дели-191
_04-Дели-192
_04-Дели-193
Разные птицы
_04-Дели-195
Голубь с отрубленным и забинтованным крылом.
После какого-то лечения птиц бесплатно отпускают в небо.
Госпиталь существует на пожертвования желающих и самих джайнов.

Ну вот и всё. Конечно, можно критиковать индийских джайнов, что вокруг столько больных и голодных людей, лучше бы они ими занялись. Но интересно же, и может быть они думают, что должен кто-то и позаботиться о птицах? Есть ли у них госпиталь насекомых, простейших и т.д., вот это мне сейчас неизвестно.

Антон Кротов